Психология: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста, Дипломная работа

Темой для изучения в данной курсовой работе стала проблема детских страхов. Для психологов, педагогов, родителей, врачей эта тема остается актуальной всегда, несмотря на многочисленные научные работы, публикации, исследования в этой области и собственный практический опыт. И снова приходят родители в психологическую службу за помощью. И каждый ребенок требует особого подхода, решения новой задачи, не похожей ни на какую другую. Детская психология - наука, изучающая факты и закономерности психического развития ребенка: Психологические знания о приметах каждого возраста, о детских способах видения мира, об остроте переживаний, об упорстве и послушании ребенка могут научить вдумчивых родителей, психологов и педагогов многому. Наблюдая за поведением ребенка, имея психологические знания, можно правильнее и лучше оценить его реакции, поступки.

Статья: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

К концу дошкольного возраста формируется множество новообразований. Одно из них — обобщение переживаний, появление внутренней жизни, которая отныне будет являться регулирующим фактором поведения. Именно появление внутренней жизни, по мнению Л. Обуховой, является базовым для понимания причин кризиса семи лет. Обратимся к другим причинам. Мы уже писали в данной главе, что к концу дошкольного периода у ребенка формируется личное самосознание — понимание того, на какой низкой ступени он стоит в системе отношений в обществе.

Индивидуальная беседа по коррекции детских страхов. Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер. В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Он всегда подразумевает переживание какой-либо реальной или воображаемой опасности. По характеру — ситуативные и личностные; природные и социальные. По степени реальности - реальные и воображаемые. По степени интенсивности - острые и хронические. По уровню — возрастные естественные и патологические.

Возрастные страхи — обычно кратковременны, обратимы, исчезают с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Детские страхи по возрастам: Первый год жизни детей является и начальной школой родительского чувства, и школой бескорыстной, щедрой любви, когда мать и отец учатся постигать психологический код поведения ребенка, без слов понимать его чувства и переживания и находить с ним эмоциональный контакт.

Их страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым" образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться.

В первом разделе «Проблема детских страхов в психологии» Л.Ф. Обухова , Р.В.Овчарова, А.М.Прихожан, Г.А.Урунтаева, Д.Б. Эльконин и др.).

В настоящее время термин"психологическая коррекция" достаточно широко и активно используется в практике работы, как школы, так и дошкольных учреждений. А между тем, возникнув в дефектологии, он применялся первоначально в отношении лишь аномального развития. Расширение сферы приложения данного понятия ряд ученых связывает с развитием прикладной детской психологии, с новыми социальными задачами по отношению к подрастающему поколению.

Все чаще диагностико-коррегирующую функцию относят к числу существенных, первостепенных в деятельности современного, личностно ориентированного педагога. Эту функцию воспитатель реализовывает в работе с нормально развивающимися детьми коррекцией аномального развития занимаются патопсихологи, дефектологи, врачи. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и направленности на следующие формы, такие как симптоматическую и каузальную.

Первая направлена непосредственно на устранение симптомов отклонения в развитии, вторая - на ликвидацию причин и источников этих отклонений. В работе педагога и практического психолога используются обе формы коррекционной деятельности. И все же очевиден приоритет, каузальной коррекции, когда основные коррекционные действия концентрируются на действительных источниках, порождающих отклонения.

Важно иметь в виду, что внешне одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно различные природу, причины, структуру.

Дипломная работа: Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Под цифрами 6—10 приведены данные измерения различных сторон психического развития посредством тестов. Данные, приведенные в таблице, показывают, что степень наследственной обусловленности физических и психических свойств различна. Если первые у ОБ, воспитанных вместе и врозь, очень близки по коэффициенту сходства, то вторые у ОБ, воспитанных врозь, значительно менее сходны, чем у воспитанных вместе. Вместе с тем сопоставление данных, полученных на ОБ, воспитанных вместе, и РБ, воспитанных вместе, показывает более высокие коэффициенты сходства у первых, чем у вторых.

Канаев на основании рассмотрения этих данных, заимствованных из исследования . , приходит к следующему выводу:

Гигиеническая оценка программ развивающего обучения Д.Б. Эльконина . детских поликлиник, осуществлявших медосмотры младших школьников из .. у них проявлялась фрустрация потребности в достижении успеха, страх.

Воображение как фактор, обуславливающий развитие детских страхов. На бытовом уровне воображением или фантазией называют все то, что нереально, не соответствует действительности и потому не имеет никакого практического значения. В научном понимании воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Основой воображения являются образы. Образы воображения опираются на образы памяти, но существенно отличаются от них.

Образы памяти - это неизменные, по возможности правильные образы прошлого. Образы воображения изменены и отличаются от того, что можно наблюдать в реальности. Например, когда ребенок рассказывает о том, что он видел в зоопарке страуса с длинной шеей и короткими крыльями, и это действительно происходило в выходной, конечно же, это образ памяти. А если ребенок рассказывает, что он видел в зоопарке Змея Горыныча, то это образ воображения.

Жизненный опыт ребенка, особые формы его обучения и воспитания а у каждого малыша они уникальны , индивидуальные проявления могут в некоторых случаях привести к формам отклонения в развитии воображения. Это только так кажется, что ребенок - дошкольник такой уж фантазер, живущий в мире своих выдумок. На самом деле воображение ребенка питается тем, что он видит в действительности, тем, что его интересует и волнует. В своих представлениях он перерабатывает увиденное и услышанное и воспроизводит это в играх, сказках, рисунках.

Сколько стоит написать твою работу?

Предмет и задачи дет. В отличие от возрастной психологии, дет. Предмет детской психологии исторически менялся. В настоящее время предметом является — раскрытие общих закономерностей психического развития в онтогенезе.

Детские страхи, методы психологической коррекции, арт-терапия, деятельности ребенка дошкольного возраста (Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев) . Это.

Развитие психики, страхи, социальная адаптация, ин-терпретация детского рисунка. Наука и Техника, Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер, , с. В В Старовойтова — 2е изд. Апрель Пресс, Психотерапия, Речь, — с. Как помочь нашим детям избавиться от страха. Лейпциг, Зобов А. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциогенных условиях:

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста

Люди любят друг друга, и в этом - всё. Эрих Мария Ремарк Эльконин Б. Проблемы детской психологии и научное творчество Д. С расширением круга теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития возникает настоятельная необходимость в более четкой ориентации в современном состоянии детской психологии:

Ребенок идет в детский сад. Роль игрушек в к детскому саду Искусство общения с ребенком; Агрессивные дети; Специфические детские страхи.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

Возникновение детских страхов у дошкольников 4-7лет

В раннем возрасте первыми людьми, от которых зависит удовлетворение и контроль удовлетворения либидо ребенка, по мнению психоаналитиков, являются родители [13; 14]. С точки зрения представителей теории привязанности опыт отношений ребенка с родителями в раннем возрасте формирует у него определенный тип привязанности, оказывающий решающую роль в формировании личности ребенка, его познавательной активности, доверия к миру в целом, к другим людям и к себе в частности [17].

Представители теорий социального научения рассматривали влияние близких взрослых на формирование социально адаптивного и адекватного поведения ребенка А. Главными формами социального подкрепления, которые используют близкие взрослые на ранних этапах развития ребенка, являются похвала, внимание и оценка [2]. В гуманистической психологии Э.

В отечественной психологии при рассмотрении особенностей детско-родительских отношений исходной идеей становится понятие совместной деятельности со взрослым как главной движущей силы психического развития ребенка А.

Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции. .. Д.Б. Эльконин подразделял коррекцию в зависимости от характера диагностики и.

Проблема фобий в современной психологической и педагогической литературе…………………………………………….. Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка……………………………………………………………….. Способы коррекции детских страхов……………………. Коррекция детских страхов на примере дошкольного учреждения…………………………………………………………………… Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия.

Коррекция и профилактика страхов у детей с помощью сказкотерапии

Но только ученые понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Соколянский и многие другие. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии — это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать. Свои лекции в Московском университете Д.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой .. впечатление производят психологические анализы детских страхов: они .

Социальная ситуация развития[ править править вики-текст ] На этапе дошкольного возраста социальная ситуация развития характеризуется распадом совместной деятельности ребенка со взрослым. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений посредством сюжетно-ролевой игры. В игре ребенок повторяет действия взрослых, посредством чего реализует тенденцию быть и действовать как взрослый.

Постепенно расширяется круг значимых лиц, в который теперь входят сверстники как партнёры по игре. Посредством сюжетно-ролевой игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Игра является формой социализации ребенка, способствующей ориентировке ребенка в социальных и межличностных отношениях. Эльконин выделял 4 линии влияния игры на психическое развитие ребенка [2]: Ребенок стремится к общественно значимой и одобряемой деятельности, происходит первое соподчинение мотивов, что является первым шагом на пути к их иерархии, обеспечивающей психологическую готовность к школе.

Развитие идеального плана, характеризующегося переходом от внешних действий к действиям во внутреннем плане. Развитие произвольности действий посредством подчинения правилам. Речь носит функцию планирования и регуляции деятельности.

Детские страхи 1 Причины развития страхов у детей

ЭЛЬКОНИН С расширением круга теоретических и экспериментальных исследований в области психологии развития возникает настоятельная необходимость в более четкой ориентации в современном состоянии детской психологии: Традиционный ход в решении такого рода задач — это обобщающий обзор либо в рамках заданного временного интервала, либо в пределах некоторой культурно-исторической традиции основных исследовательских программ и их результатов.

На наш взгляд, более плодотворный, но, к сожалению, и более редкий путь — это историко-логическая реконструкция авторской научной программы крупного исследователя в данной области знания. Преодоление анонимности замыслов и реализации, обнаружение их смыслового единства позволяют восстановить а иногда и впервые выявить самобытный авторский голос, который обнаруживает действительную размерность сделанного в этой области и проблематичность предстоящего.

Страх присущ не только людям, но и всем более-менее Откуда родом детские страхи Откуда дети Даниил Борисович Эльконин.

Дошкольный возраст Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. Выготский, это та часть объективной действительности более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок , с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.

В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений взрослый — папа, доктор, шофер и т.

Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность — жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: Как же осуществляется эта связь?

Страхи у детей: 5 способов побороть страх [Супермамы]